Jump to Navigation

Порты как системообразующие узлы логистических платформ

Экономический кризис показал, что в период рецессии многие компании не способны сохранить свои рыночные позиции. Это обстоятельство побуждает их к увеличению продуктивности и снижению производственных затрат, формируя потребность в эффективных приемах конкурентной борьбы.
Одной из возможностей повышения конкурентоспособности транспортного сектора Восточной Европы — формирование так называемых базовых узлов интегрированных логистических платформ, т. е. транспортно-логистических центров (hub), имеющих стратегическое значение для развития регионального рынка услуг и отличающихся как налаженными транспортно-коммуникационными связями, так и перспективами их дальнейшего развития.
Европейский опыт показал, что в качестве таких узлов целесообразно выбирать морские порты, так как они в наивысшей степени готовы к выполнению функций мультимодальных транспортно-логистических узлов; комплексному развитию транспортной и логистической инфраструктуры; сетевому информационному сопровождению процесса обработки грузов; взаимной увязке перечисленных компонентов для скоординированной работы.
Этапы развития морских портов представлены на рисунке 1.
Воздействия интеграционных тенденций на привлекательность порта, как базового узла логистической платформы, следует оценивать, принимая во внимание:
1. Адаптивность порта.
Сегодня роль порта не ограничивается перевалкой грузов или традиционным обслуживанием судов. Добавочная стоимость в портах формируется также за счет предоставления других связанных услуг, включая индустриальные, торговые, информационные, финансовые и досуг. Таким образом, современный порт должен служить не только одним из компонентов судоходной системы, но и быть способным трансформироваться в ключевое звено интегрированной транспортно-логистической системы, объединяющей в единое целое как производственную и торговую, так и транспортную, логистическую и информационно-коммуникационную составляющие. Базовые виды коммерческой деятельности порта изменяются очень быстро, что формирует дилемму установления границ между традиционными и новыми функциями порта, перемещающимися в сторону более выгодных деловых интересов, например, участия в региональном развитии или туристическом бизнесе.
2. Рациональность стратегии реструктуризации.
Традиционные стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции получили в последние годы новое развитие через тесное сотрудничество портов, промышленных и транспортно-логистических компаний, объективно расширяя деловые границы интересов портов. При традиционном восприятии роли портов в экономике отдельных стран такие изменения могут иметь драматичный характер в том смысле, что национальные порты принимаются под контроль международных рынков и управляются ими.
3. Перераспределение сфер интересов.
Общепринятые понятия, как пространственные границы порта (топология внутрипортовой инфраструктуры, фактор местоположения и т.д.), так и традиционная систематизация портов, становятся всё менее уместны. Воздействия глобализации, отмена госконтроля, приватизация, усиленный контроль со стороны грузоотправителей означают, что современные порты переходят в разряд все более рискованных предприятий.
4. Расширение клиентуры порта.
Круг потребителей портовых услуг расширяется на новые типы клиентов, например, мультимодальных операторов, туристические и страховые фирмы.
Как следует из анализа этих факторов, залогом успеха логистических платформ является корректность концепции их формирования, предполагающая как переход от логики отдельных транспортных цепей к логике интегрированных перевозок, так и эволюцию используемых подходов. Это позволяет достичь синергических эффектов, когда взаимодействие транспортных средств, включенных в структуру мультимодальной транспортной системы с целью эксплуатации в пределах логистической платформы, дает больший эффект, чем сумма эффектов от функционирования отдельных транспортных средств; экономических эффектов, когда низкая рентабельность одних транспортно-логистических операций перекрывается высокой рентабельностью других операций; несимметричных эффектов как результата нелинейных взаимосвязей между отдельными структурными элементами логистической платформы, когда малые инновационные преобразования могут вызвать непропорционально серьезные последствия.
Особую роль в целесообразности внедрения логистических платформ играет проблема совместимости, так как структура такой платформы формируется на трех уровнях — логистическом, транспортном и информационно-коммуникационном, а также на уровне обеспечения их функциональной безопасности. Поэтому успешность деятельности логистических платформ зависит от различных факторов (таблица 1), а их конфигурация может иметь региональный, межрегиональный либо глобальный характер.
В ЕС успешно функционируют уже несколько логистических платформ, например, Лионская и Мадридская платформы, а также логистические платформы портов Амстердам и Гамбург. Создание таких платформ в первой половине нынешнего десятилетия позволило увеличить грузооборот портов (таблица 2, рисунки 3 и 4) и укрепить их позицию на Европейском рынке транспортных услуг.
По мнению авторов, в Украине наиболее перспективным для формирования базового узла южной интегрирующей логистической платформы является Одесский порт, имеющий выгодное географическое местоположение и развитые международные связи как с транспортно-логистическим сообществом, так и с научной и учебной базой.
С целью решения этой задачи необходимо создать в регионе транспортно-логистическую сеть, ориентированную не только на будущие грузопотоки, но и обеспечивающую обработку грузов «точно в срок»; преобразовать Одесский порт в многоцелевой логистический узел; предпринять шаги по интеграции транспортно-логистических узлов юго-западной и юго-восточной европейских инфраструктур с целью обеспечить полную совместимость операций по перевозке, перевалке, растаможиванию, хранению, сортировке и т. д. грузов, транспортируемых в режиме «сквозной доставки товаров».
Создание Одесской логистической платформы позволит повысить конкурентоспособность как Одесского порта, так и транспортного сектора Украины.



Articles | by Dr. Radut